«Использование видеороликов в процессе обучения детей дошкольного возраста игре в оркестре» музыкальный руководитель Сараева Ю.С.
Описание
При обучении игре на детских музыкальных инструментах использую видеоролики концертов симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов, сольное звучание различных инструментов; объясняю, что такое оркестр, группа инструментов, знакомлю с профессией дирижёра. Посмотрев видеозаписи, у детей появляется интерес к слаженному исполнению музыки на музыкальных инструментах, правильному звукоизвлечению.
Для того, чтобы вовлечь в процесс исполнения детьми того или иного музыкального произведения, вовремя вступить нужному инструменту, создаю или использую готовый видеоролик (видеопартитуру).
Принцип таков: на тематическом фоне (овощная грядка, осенний лес, новогодняя ёлочка и т.п.) звучит фонограмма, в нужные моменты на экране появляются обьекты - длительности в виде: овощей, грибочков, листочков, снежинок, кружки, либо сами музыкальные инструменты). Обьекты более крупного размера обозначают половинные или четвертные длительности, мелкие обьекты – восьмые или шестнадцатые. (Большой объект – длинный звук, маленький – короткий). Дети воспроизводят указанный ритмический рисунок одним из указанных ранее способов.
Эффект от использования таких ритмоклипов просто замечательный.
Ребёнок чувствует себя одним из персонажей мультфильма. Герои этих клипов яркие, красивые, зачастую – с милыми личиками, радуют малышей.
Начиная со второй младшей группы беру видеоролики с шумовыми музыкальными инструментами. Это бубны, погремушки, палочки, колокольчики, трещотки и т.п. На них ещё невозможно воспроизвести мелодию, поэтому первостепенной задачей является развитие чувства ритма. Ведь ритм - одно из основных средств музыки, без которого невозможна музыкальная деятельность. Например, шумовой оркестр - Музыканты. Главная задача детей в этом возрасте – вступить группой инструментов во время, вовремя закончить, уметь держать паузу, когда инструменты не играют. В этом оркестре когда снеговички поют- дети выполняют не сложные движения – пружинку. На музыкальном проигрыше – играет та музыкальная группа инструментов, которая изображена в видеоряде. Ещё примеры видеооркестровок для младшего дошкольного возраста: Шумовой оркестр, Оркестр "Дед Мороз", "Зимний оркестр", вариант 2.
В средней группе добавляются инструменты в видеоролике. Обычно беру три-четыре группы музыкальных инструментов. В оркестровке Осенний оркестр (на песню, знакомую деткам с младшей группы - «Осень» муз. Кишко), три группы инструментов: маракасы, ложки, бубны. Задача детей – правильно воспроизвести своей группой инструментов ритмический рисунок – четыре восьмые, две четверти. Выдерживать паузу. Чуть более сложный оркестр на средний возраст - Оркестр. Бубны, ложки. Задача правильно воспроизвести ритмический рисунок – две восьмые, четверть. В подвижном темпе.
Шумовой оркестр "На дворе весна" - четыре группы музыкальных инструментов: треугольник, маракасы, колокольчик и бубен. Ритмический рисунок усложняется: две четверти, две восьмые, четверть и шесть восьмых четверть. Задача ребёнка чётко и вовремя сыграть данный ритмический рисунок. Вступить группнструментов вовремя. Подборка видеоркестровок подходящей среднему возрасту: Шумовой оркестр "Осенний",
В старшей группе помимо более сложного ритмического рисунка добавляю в видеоролики диатонические музыкальные инструменты (металлофон). На экране ребёнок видит запись мелодии в цветовом обозначении и воспроизводит её. Цвета пластин на экране должны совпадать с цветами пластин на металлофоне. В тистаршей группе на металлофонах дети игают на соседних пластинах, либо глиссандо. Без скачков. В оркестровке Полька три группы музыкальных инстурментов. Треугольники, бубны, колокольчики и металлофоны. Один из сложных момент в данной оркестровки – вступление бубнов. Дети должны внимательно слушать музыку и вступить группой инструментов вовремя. Металлофоны играют приёмом глиссандо (с нижней ноты к верхней). Так же использую различные ритмические упражнения: Ритмы в огороде, Листочки. Упражнения использую для отрабатки ритмического рисунока. Ритм протопываем, прохлопываем, проговариваем. Затем можно озвучить музыкальными инструментами (такими как бубен и ложки).
В подготовительной группе берется более сложный ритмический рисунок. Дети могут играть в трёхдольном размере. Одна из примеров таких оркестровок - Венское настроение. Сложность данного оркестра игра детьми ритма – четверть, две паузы. Детям достаточно сложно выдержать паузы. Данный ритмический рисунок даётся детям не просто и требует индивидуальной работы с каждым ребёнком. Так же в этом оркестре используются диатонические колокольчики с разными нотами, что так же представляет для детей затруднение в игре. Услышать – когда вступает тот или иной колокольчик.
Оркестр Лягушонок играем небольшой группой детей на металлофонах. В этом оркестре используется весь звукоряд инструмента. Задача детей вовремя переходить на нужную пластину. На основе выученной детьми оркестровки «Лягушонок», можно добавить группы музыкальных инструментов. Видеооркестровка Про ноты, как раз использует весь звукоряд металлофона и добавляются шумовые инструменты такие как бубны и треугольники.
Мелодию на металлофоне можно сделать со скачками – секста, октава.
Новогодний оркестр, "Музыкальная история" ещё варианты видеооркестровок с использованием металлофона.
Так же, в своей работе использую музыкальную сказку с оркестрами «Чей голос лучше?». Задача детей воспроизвести ритм правильно, вовремя вступить группой музыкальных инструментов.
Таким образом, с помощью современных цифровых технологий длительный и трудоемкий процесс обучения игре на музыкальных инструментах становится более интересным, увлекательным, разнообразным и самое главное, высокоэффективным!